суббота, 10 декабря 2011 г.

Домотканное

"Я храню платок белый, ситцевый
Что носила ты в будни, праздники.
Седину мою греют ниточки  
Веретенные, домотканные.."
Д. Одиноких


Еще чуть-чуть ностальгии.
Из воспоминаний  тети Люды о моей прабабушке Марии.





"Эти половики  ткала моя бабушка Маша  для меня в приданое. Я жила у неё, когда мне было 16-17 лет. И понаблюдав, видимо за тем, что кавалеры уже обивают порог, она принялась за дело. Я помню, как стоял ткацкий станок  у окна (бабушка называла КРОСНА), как приятно было прикасаться  к его гладко-лощеным деревянным поверхностям. Помнится слово - нитченка.  А внизу были педали... Я ткала цевки на какой-то ручной машинке - это  красивые палочки с узорами. Бабушка подбирала цвета, называя их фисташковый, лазурь, палевый...

Помню тишину в комнате, бабушкино тихое пение. Она ловко кидает челнок  и прихлопывает рамкой (БЕРДО). На стене стучат ходики, мурлыкает старенькая  кошка Муська.

А под окном у нас нет садика и на тротуаре стоят мальчишки и поют  "Вот эта улица , вот этот дом...". Я очень стеснялась, что меня видно у станка  и  уговорила бабушку повесить простенькие ночные шторы (сшили из яркого штапеля). Потому что сквозь маленькие беленькие полушторки было всё видно, а комната была одна, не спрячешься...
Бабушка ушла в мир иной ровно через месяц после нашей с Сашей свадьбы и я так и ни разу в жизни  не решилась постелить эти половики. Я даже не могла представить, что по ним кто-то будет ходить ногами... Я помню их в стане станка  в сочетании с чистотой, большими иконами, ласковым нежным  пением...


(фото из коллекции музея Нижняя Синячиха, Алапаевск)
Вот таких размеров и был у моей бабушки станок (прясла). Только не было, кажется, резных украшений. Но все детали  гладкие - гладкие были... Как сейчас помню прикосновение рук к нему...

Это полотенце мама оформляла себе в приданое. Вязала кружева, вышивала. А вот про ткань она, кажется говорила, что ткала её мама, то есть моя бабушка Мария Никифоровна. Помню  рассказ, что у бабушки давно был маленький станочек.
У меня  чудом сохранилось это полотенце, я сейчас смотрю на него как на живое... Ткала бабушка...кружева мамины, каждый стежок родной... О чем-то мама думала... Скорее всего, напевала когда кружева вязала...

1959 год
Маленькая девочка это моя старшая сестра. Первая внучка бабушки. Она звала её Нинулька. Я люблю разглядывать это фото. Бабушка здесь весёлая , какой я её и запомнила. Жалко что нет этого дома. В солнечном дворике были большие плоские  камни и между ними росла чистая зеленая травка. Поленница всегда была из берёзовых дровишек. "

1 комментарий:

  1. И на душе хорошо становиться... И низкий поклон всем, кто хранит воспоминания!!!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...